Интервью с Vera Smiley

– Добрый день, Вера. Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе.

За годы, что я путешествовала и жила в Латинской Америке, я поняла, что мне очень нравится керамика и скульптура. Пeрeехть в Штаты, новую страну, где тебя никто не знает, в зрелом возрасте – это нелегко, любой кто это испытал, думаю со мной согласится. По совету своей подруги, француженки-иммигрантки, я сняла студию в популярном для художников месте ”Canopy”, не потому, что мне нужно было пространство для работы, а для того, чтобы влиться в среду коллег и коллекторов.  ”Canopy” в Остине – это место, где уже много лет собираются художники города, занимаются творчеством, выставляют свои работы на продажу, участвуя в East Open Studios. Что само по себе является большим событием в жизни города. Это когда художники открывают свои студии на три дня в году для посетителей и продают работы непосредственно коллекторам. Это событие собирает тысячи посетителей. Помню, перед Open Studios мне нужно было срочно открыть бизнес-счет в банке, чтобы туда переводить деньги от продаж работ. Так родилась Vera Smiley Ceramic Art Studio. Когда я училась в Алматинском университете, нас не готовили вести бизнес, а учили быть профессиональными художниками. Но если ты художник в Штатах, и хочешь быть успешным, нужно научиться быть еще и бизнесменом.

Помню, когда зашли ко мне в студию пара молодых людей, официально одетых и спросили мою лицензию на продажу моих работ, сердце у меня заколотилось и мое богатое воображение сразу же перенесло меня за «решетку». Но ничего страшного не произошло, молодые люди, представители налоговой инспекции, были чрезвычайно дружелюбны. Я объяснила, что я впервые выставила мои работы на продажу и даже не вполне надеюсь на успех, тем не менее меня все равно заверили в необходимости заполнения всех анкет на получение лицензии налогоплательщика и уплаты налогов с продаж. Успех пришел сразу, в первый же год, я сумела заявить о себе, продать несколько моих скульптур, стать членом Союза Скульпторов Техаса и даже войти в их совет директоров. С другими амбициозными художниками из Canopy мы организовали группу ”Artist 916”, с которой мы проводим периодические выставки в Остине и за пределами, обмениваемся информацией, растем профессионально. Так началась моя карьера имигранта-художника в Америке. По сей день приходится много учиться, как вести бизнес, как заявлять о себе, как участвовать в выставках и работать с коллекторами. В итнеренете много платного и бесплатного материала. К счастью, мы живем в такое время, когда учиться  и совершенствоваться, это не проблема, было бы желание. Как то раз, когда меня представляли на выставке союза скульпторов, про меня сказали, что я “well-received new artist in Austin”, мне понравилась как эта фраза легла на слух, но сразу же вспомнилось, сколько труда стояло за этим. Чтобы быть “well-received” в новом месте, тебе нужно изо всех сил стараться быть одной из лучших в своей области, быть запоминающейся и упорной в достижении целей. Конечно же, было много оказов в выставках, разочарований, не без этого, но в общем, я очень довольна своей новой карьерой, за 4 года я получила несколько призов за мои скульптуры и занимала первые места на выставках, что всегда приятно и подстегивает двигаться вперед.

– Где Вы жили раньше и как попали в Остин?

Свою первую треть жизни я провела в Алмате, Казахстане. Там и встретила своего мужа, с сигарой в зубах, клетчатой рубашке и голубых джинсах. Это был клуб с живой рок-музыкой, и когда заиграли «Отель Калифорния», он пригласил меня танцевать и шепнул, что Калифорния, это место где он родился. И мне показалось что наша встреча – это просто игра случая, нереальная история из мыльных опер. К тому времени я была состоявшимся художником в Казахстане. Мне нравилась моя жизнь, но перспектива посмотреть мир и начать новую жизнь с любимым мужчиной, казалась очень заманчивым испытанием. А испытания – это всегда интересно. Мы поженились в Алмате и уехали жить в Латинскою Америку. Мой муж руководил инженерными проектами по всему миру и мы переезжали каждые три года из страны в страну. Когда меня спрашивали кто и откуда я, отвечала, что я русская, которая никогда не жила в России, гражданка Америки, хотя и там тоже никогда не жила, а сама родом из Казахстана.

Как-то, строя планы нашей жизни, мы с мужем решили проехаться по Америке и выбрать место для нашего будущего дома, я помню мы посмотрели дома в районе Сан Франциско, Сеэттла, Денвера и Далласа. После трехдневного изучения наших вкусов, реалтор из Далласа посоветовала нам заехать в Остин, сказала, что нам понравится Лейквей. Так мы и сделали. А когда узнали про этот техасский оазис получше, здесь мы и купили дом с возможностью для меня иметь художественную студию. Но продолжали жить за границей до тех пор, пока муж не вышел на пенсию. Это случилось 4 года назад, и теперь я могу снова полностью посвятить себя своему любимому искусству.

– Чем Вам нравится Остин больше всего?

Наверное мне нравится в Остине то, что меньше всего нравится местным жителям! Остин растет и меняется. Мне это очень импонирует, идея расти вместе. Когда я приехала в Остин впервые 10 лет назад, как бы на разведку, этот город был немного другой, более спокойный, но уже тогда я почувствовала воздух перемен. Мои знакомые  американцы, кто побывал в Остине всегда отзывались о нем очень хорошо. А тот факт, что в сюда съезжаются амбициозные люди со всей страны пророчит большое будущее, дает мне веру, что и искусство в этом городе будет развиваться и станет все более и более востребовано с каждым годом.

– Как Вы участвуете в жизни русскоговорящего комьюнити?

Мне приятен тот факт, что русская коммуна в Остине становится более активной, я люблю наблюдать за ростом популярности Русской школы и надеюсь, что со временем найду возможность и востребованность для преподавания там керамики. Я также планирую открыть свою художественную студию для учеников и надеюсь, что мои соотечественники найдут время и средства прикоснуться к искусству. Я слышала, что в Хьюстоне есть русская галерея, надеюсь, что появятся и здесь энтузиасты, чтобы открыть что-то подобное, мне бы самой очень хотелось поучаствовать в воплощении этой идеи.

– Какое событие в жизни коммуны за последние годы Вас порадовало больше всего?

Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что, к моему сожалению, за мое 4х летние пребывание здесь, я не принимала активного участия в жизни коммуны. У меня много русских знакомых, поклонников моего творчества и друзей здесь в Остине. Я искренне рада видеть, как мои соотечественники успешно воплощают свои бизнес идеи и надеюсь, что их будет больше. Все это дает мне надежду, что наша русская коммуна будет более активна и плодотворна.

– Чем Вы занимаетесь и увлекаетесь помимо этого?

Очень трудно находить другие увлечения, когда уже есть любимое дело – керамика и скульптура. Оно занимает все мое основное время. У меня довольно большие планы на развитие моего любимого бизнеса. Стараюсь быть физически активной, учусь готовить здоровую еду, люблю свою семью, собаку. Люблю встречаться с друзьями, обмениваться историями, книгами и опытом жизни иммигрантов. Я рада, что вокруг много парков, что практически во всех районах города есть где погулять и порадоваться красоте природы.

– Чем русскоговорящие Остина могут Вас поддержать?

Думаю, что мы все можем и должны поддерживать друг друга. Мне бы очень хотелось видеть больше соотечественников, которые приходят на выставки искусства, интересуются скульптурой. Я понимаю, что на это не всегда находится время, всем приходится много работать, чтобы удержаться на плаву, содержать семью. Но надеюсь, что со временем русскоговорящие Остина смогут найти больше времени и желания на наслаждение искусством, духовный рост.

– О чем Вы мечтаете для русскоговорящих в Остине в будущем?

Я мечтаю, чтобы росла и развивалась русская коммуна, верю в Русскую школу и поддержание русских традиций вдали от Родины. Я вижу много добрых постов на русском ФБ, где люди стараются помочь советом, находят время ответить на вопросы новопереехавших соотечественников. Еще мечтаю, чтобы мы все нашли время не только для своих детей и ровесников, но и для наших пожилых соотечественников. Я знаю, что у многих здесь пожилые родители и они не знают чем заняться, скучают по домам, многие из них не говорят на английском и чувствуют себя неуютно. Хотелось бы увидеть группу, где наше самое старшее поколение могло проводить время в дружеском общении.

– Что бы Вы хотели, чтобы американцы узнали о русской культуре, традициях, праздниках?

Как человек искусства, мне бы хотелось видеть больше уважения к русскому искусству в Америке. Когда мой сын учился в местном университете и я пролистала его учебник по истории искусств, то к разочарованию обнаружила, что русском искусству посвящены буквально всего пара страниц. К сожалению, Россия по большому счету известна здесь по прикладному искусству, матрёшкам, хохломе и тп. Я, как художник, очень горжусь разнообразием и богатством русского искусства, особенно изобразительным искусством, скульптурой и архитектурой. Но в Америке мало кто знает, что в России очень много и было, и есть гениальных художников и об их вкладе в мировое искусство.  Мне кажется знание культур народов мира могло бы обогатить не только внутренний мир и понимание искусства, это всегда сближает народы и помогает нам понять и принять друг друга.

                                                        

 

Контактная информация:

Вера Смайли

Website: https://www.artsvera.com/

 

Интервью брала: Ольга Кравченко

Редактор: Ирина Хорошавина

Издатель: Дмитрий Овчаренко