– София, расскажите Вашу историю в Америке
Говорить о себе скучно. Я ведь все о себе знаю. К тому же моя биография доступна на многочисленных сайтах, в том числе и на университетском, University of Texas, где я проработала двадцать семь лет. Sophia Gilmson | Butler School of Music — The University of Texas at Austin (utexas.edu)
Поэтому коротко: я пианистка, закончила Ленинградскую, ныне Санкт-Петербургскую Консерваторию. Моим педагогом был выдающийся музыкант Виталий Иосифович Маргулис (1928-2011). В традициях русской пианистическоий школы он был не только педагогом для своих студентов, но и другом, и наставником, и оставался другом до конца его дней. Из моей биографии можно узнать, что я получила множество наград, как исполнительских на конкурсах, так и педагогических. Что важнее, многие из моих учеников стали лауреатами и детских, и взрослых конкурсов и успешно работают по всему миру. До Остина я жила в Хьюстоне, так что вся моя американская жизнь прошла в Техасе. Но техасским акцентом я так и не обзавелась.
– Расскажите, пожалуйста, о своей работе.
Двадцать семь лет, проведенных в одном из крупнейших университетов страны, позволили мне работать рядом с замечательными коллегами, настоящими артистами, лауреатами крупных международных конкурсов, музыкантами самого высокого класса. Есть у меня и российские университетские коллеги здесь в Oстине. Я была первым российским профессором фортепиано в University of Texas. Потом ко мне присоединился Никита Сторожев, профессор вокала. Из молодых – выдающийся композитор Евгений Шарлат, замечательная Тамара Саникидзе, директор университетской оперной студии, и новейшее наше приобретение талантливый и обаятельный Фархад Худиев, дирижер студенческого симфонического оркестра. Классическая музыка профессия интернациональная, музыканты самых разных национальностей быстро находят общий язык. Мы ведь и камерную музыку играем вместе, и среди наших студентов множество молодых людей из разных стран. Мы представляем собой поразительное содружество, своего рода модель, которой сошедший с ума мир почему-то не желает следовать. А зря.
– Какие из Ваших достижений запомнились больше всего, почему?
Самыми важными моими достижениями я считаю успехи моих учеников. Ученики у меня самые разнообразные, от начинающих, впервые прикасающихся к роялю, до стоящих на пороге профессиональной жизни. И связь с ними не прерывается никогда. Интернет, конечно, очень в этом помогает.
Из своих исполнительских достижений самым значительным считаю запись Гольдберг Вариаций Баха на клавесине и рояле, получившую многочисленные награды и высоко оцененную критикой (вебсайт: www.sophia-gilmson.com)
Еще одно ответвление моей работы это мастер классы, в Америке и Европе. Мастер класс – особая форма педагогики. В отличие от моих постоянных учеников, студентов, играющих в моих мастер классах, я не знаю. Не знаю динамики их развития, не знаю, что было у них вчера и что будет завтра. Как хороший врач, я должна мгновенно поставить диагноз и немедленно помочь. Моя задача сразу вызвать доверие, повести молодого пианиста за собой, чтобы мы вместе могли погрузиться в самую сущность исполняемого. Обратите внимание на интенсивную вовлеченность момента на этой фотографии на фестивале в Германии . Мы играем не для себя, для Брамса.
А в этого мальчика я влюбилась сразу. Дело было на международной конференции в Сербии. Стояла неимоверная жара, кондиционер работал по-настоящему только на сцене, а температура поднялась за 40. Мой мастер класс пришлось перенести из студии на сцену, т.е. мы смогли начать только после концерта, около 11-ти вечера. Этому мальчику девять лет, ему давно спать пора, а тут мастер класс с незнакомой тётей. Он умница такая, сосредоточился и внимательно выполнял все, что я показывала. Мы с ним даже о штрихах в Моцарте поговорили. Как же я могла не влюбиться?
Работаю с педагогами. Тут мы занимаемся нашей пианистической кухней. Как работает запястье? Какие ощущения в предплечье?
Два года назад я объявила о своем намерении завершить пребывание в университете и продолжать профессинальную деятельность как независимый музыкант. На замещение моей вакансии был объявлен всеамериканский конкурс. Моей приемницей стала чудесная молодая женщина Маргарита Дененбург, тоже с российскими корнями. К сожалению, пандемия не позволила ей переехать в Остин к началу учебного года. Она приступила к своим новым обязанностям дистанционно из штата Огайо.
– Как пандемия повлияла на Вас и Вашу работу?
Пандемия вмешалась и в мои планы. Последние шесть недель моих двадцати семи университетских лет я провела на Zoom’е. В прошлом у меня был опыт дистанционных уроков, но лишь изредка, при особых обстоятельствах, если ученик хотел поиграть мне перед важным выступлением или посоветоваться, когда мы находились в разных странах. Нынешняя ситуация вызвала необходимость все занятия проводить дистанционно, включая докторские защиты. Пришлось срочно овладеть незнакомыми кнопками, в чем мне очень помогли мои же студенты, гораздо более продвинутые в области технологии, чем я.
А потом наступило необычное лето. Все мои летние ангажементы были или отменены или перенесены онлайн. Впервые за много лет я провела лето не в Европе, на конференциях и фестивалях, а здесь, дома, у экрана компьютера. Осенний сезон тоже отменен и, как вы знаете, не только у меня. Концертные сезоны отменены у всех исполнительских организаций, включая симфонические оркестры и оперные коллективы.
Что жe я делаю? Представьте, то же что и всегда, только на экране. Преподаю дистанционно, учу широкий спектр учеников, от начинающих до взрослых музыкантов. Даю педагогические вебинары. Несколько недавних выступлений были посвящены Баху, затем состоялся вебинар об особенностях первых шагов начинающих учеников, включая постановку рук и первоначальныe навыки чтения нот. Выступила с большой программой для немузыкантов. Разговор шел о роли классической музыки в современном обществе. Следующий вебинар будет о развитии музыкальности и артистизма у учеников всех возрастов. И т.д.
И я счастлива возможности позаниматься сама, спокойно и без спешки. Такое в моей жизни случается впервые.
– Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
Мой сын живет в Нью Йорке, переживает пандемию там. Я, конечно, тревожусь, это моя материнская обязанность. Стараюсь молчать, чтобы не нервировать его. А молчать трудно. Поэтому утешаюсь тем, что читаю его. Он заместитель главного редактора журнала Filmmaker, профессиональный кинокритик, широко публикуется и у себя в журнале, и в различных международных англоязычных изданиях.
– Как Вы участвуете в жизни русскоговорящего комьюнити Остина?
Остинское русско-язычное общество образовалось у меня на глазах. Создала его Люда Воскова, удивительный человек, волшебница. Взмахнула рукавом – и возникло общество. Помню замечательные литературно-музыкальные вечера. Приезжала известная писательница Дина Рубина. Выступала Людмила Штерн, рассказывала о Бродском. Много лет я писала обозрения музыкальной жизни Остина для русских новостей. С ростом русско-говорящей общины росло и общество. Была создана русская школа. Могу лишь пожалеть, что такой школы не было, когда рос мой сын.
Дорожу дружбой со многими остинскими “старожилами”. Буду рада новым друзьям.
– Что бы Вы еще хотели рассказать о себе?
Завтра у меня особенный день. Придет новая ученица. Бессчетное количество раз было это в моей жизни, и каждый раз такой день особенный, каждый раз – радость. Придет новый человек учиться музыке. Помните эту строчку Кузьмина: “И снова я влюблен впервые”? Вот так и я. Снова впервые. Придет она в сопровождении мамы и папы. Мы уже познакомились. Сказала мне, что она уже большая девочка, скоро ей исполнится пять с половиной лет. Завтра у нее будет первый урок. Впервые под ее руками зазвучит рояль. И произойдет это на экране…
– Чем вы занимаетесь помимо работы? Какие у Вас интересы и увлечения?
Для музыканта музыка не работа, это жизнь. Для развлечения люблю играть дуэты с друзьями. Сейчас это невозможно. Вот я и развлекалась дома, записала дуэт сама с собой. На экране четыре руки, и все четыре – мои (website: https://www.facebook.com/sophia.gilmson/videos/10221035002259081)
И, конечно, как большинство россиян моего поколения, люблю читать. Из недавно прочитанного по-русски могу порекоммендовать книгу Григория Служителя Дни Савелия. Люблю бродить по холмам, живописным лесным тропинкам. Остин – очень подходящее место для таких прогулок.
А еще я люблю путешествовать. Благодаря выступлениям, фестивалям, конференциям удалось побывать в большинстве европейских стран и в тридцати штатах Америки. И по Альпам походила между концертами, и в Дубровник попала между фестивалями. Были поездки, не связанные с профессиональной деятельностью. Летала на вертолете на Аляске, побывала в сказочной Барселоне, ходила по горам в Перу, посетила волшебный Мачу Пикчу, Карибские острова. В Исландии была зимой, в норвежских фиордах летом. В Норвегии удалось попасть за полярный круг на 78-м градусе северной широты, а в предместье Бергена навестить усадьбу Грига. В Антарктике чуть-чуть не добралась до южного полярного круга, каких-нибудь полградуса, зато познакомилась с пингвинами. Они меня встретили, как симфонический оркестр, во фраках. Когда проплывали Мыс Горн, остро вспомнилось детство, Жюль Верн, Дети капитана Гранта. Танцевала танго в Буэнос Айресе. В Будапеште гуляла по улицам Листа и Кальмана. Там же удалось посетить архив Бартока и встретиться с его директором. В Вене провела несколько упоительных часов в квартире-музее Моцарта. Прошедшим летом было запланировано путешествие в Австралию и Новую Зеландию – увы, не состоялось.
Очень надеюсь по окончании пандемии возобновить путешествия, с выступлениями и без них. А педагогика всегда со мной, не останавливалась ни на минуту.
Знаете что? Вот закончится вся эта коронавирусная эпопея, давайте встретимся, и я вам поиграю. А пока что, берегите себя. Желаю Вам здоровья.
Создается мой новый вебсайт. Он еще не готов, многое будет меняться, но если любопытно, можете заглянуть – www.sophiagilmson.com
Контактная информация:
E-mail: s.gilmson@sbcglobal.net
Facebook: https://www.facebook.com/sophia.gilmson/
Websites:
Sophia Gilmson | Butler School of Music — The University of Texas at Austin (utexas.edu)
Интервью брал: Дмитрий Овчаренко
Редактор: Ирина Хорошавина
Издательcтво: Русский Культурный Центр