Интервью с Катериной Туриковой-Кемпел

Вы – человек творческий. Это правда? Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, чем Вы занимаетесь?

Я – графический дизайнер, в основном занимаюсь полиграфией. У меня степень магистра в графическом дизайне, красный диплом Питерского Политеха, ну и опыт более 20 лет, из них 17 тут, в Америке. Так сложилось изначально, что довольно большой процент моих клиентов, с которыми я работаю многие годы – некоммерческие концертные организации, в том числе культурные центры и тд. Я работаю не только с остинскими клиентами, давно и плотно сотрудничаю с хьюстонскими некоммерческими организациями, например Русским культурным центром «Наш Техас», кукольным театром Хохлома, организацией “Musical Connections”, One World Theater и другими. Впрочем, другая половина моих заказчинков – это как раз представители различных малых бизнесов. Я работаю на контрактной основе с хьюстонской типографией, делаю дизайн, и многие клиенты работают именно со мной и нашей типографией уже очень долгое время. Сотрудничать с типографией Printing Power я начала более 15 лет назад, и за это время у нас возник свой круг клиентов, и клиентов довольных, которые возвращаются к нам снова и снова с очередными заказами. Среди моих заказчиков есть самые разные представители малого бизнеса: от различных агентств по недвижимости до авторемонтных мастерских, от зубных врачей до магазинов по продаже и установке полов, от многоквартирных комплексов до серьезных адвокатских контор, от Ассоциации фермеров-производителей хлопка Техаса до компаний по аренде автомобилей.

Работа моя мне нравится, с одной стороны, очень большой процент творчества, с другой – возможность делать проекты по удобному мне графику, что, безусловно, полезно: таким образом я выкраиваю время и на свою семью. Я делаю всю: от ресторанных меню и красочных буклетов до визиток и letterhead для адвокатов, от огромных знаков до плакатов, билетов и баннеров на концерты. Иногда бывает очень напряженно: свой бизнес означает порою работу по выходным или в крайне неудачное время, например, когда в пять утра надо вставать, а в 12 ночи я все еще верстаю программу на какой-то концерт. Кроме того, работа с концертными организациями очень сезонная: заказов или очень много, сразу от нескольких организаций в одно и то же время, или же наоборот в концертах затишье, и я могу спокойно разгребать заказы по флаерам и знакам на недвижимость, например.

– Скажите, пожалуйста, это правда, что Вы организовали собственный бизнес? Как Вы пришли к этой идее? Сложно ли было на первом этапе? Какие были сложности? Не могли бы Вы рассказать какой-нибудь интересный случай из Вашего предпринимательского опыта?

Для меня, как практикующего дизайнера, работать на себя было в какой-то мере естественным выбором. Изначально, перебравшись в Америку, я нашла работу в газете и культурном центре «Наш Техас», работала и в качестве дизайнера, и в качестве журналиста. У меня два высших образования, и по моему первому образованию я историк и филолог со знанием довольно приличного количества языков, в основном мертвых: старославянский, церковнославянский, древнегреческий, латынь, польский, старошведский, ну и современных европейских, их мне полагалось знать для чтения рабочей литературы по моим темам в истории. Потом я успела поработать преподавателем истории и русского языка, затем получить второе высшее, написав диплом по применению возможностей трехмерного моделирования в области медицинских технологий, поработать в этой области, создав с нуля систему компьютерной поддержки для медицинской диагностики. Переехав в Америку, я столкнулась с тем, что на начальные позиции меня не берут, потому что у меня слишком высокие изначальные данные, слишком квалифицированна для интернатуры, а на продвинутые не могут взять, потому что мой рабочий опыт в дизайне был не в Америке, а в России, Великобритании (книжные обложки) и Финляндии (я делала меддиагностику для университета в Тампере). Пригласили в газету, где я подходила сразу по многим параметрам, пошла в газету, но для этого пришлось переехать в Хьюстон. При этом в Остине у меня оставалась мама, и, прокатавшись два года каждые выходные обратно к семье, я в конце концов уволилась, вернулась домой, но продолжила работать и на газету как журналист (12 лет), и на культурные центры, и на типографию, но уже в удобное мне время на своих условиях. Сложностей хватало: периодически из-за авралов я могла просидеть над заказами и по двенадцать, и по шестнадцать часов. Если, работая на кого-то, ты сторого регламентируешь рабочий процесс, то, работая на себя, ты во многом подстраиваешь свой график под дедлайны клиентов, и тут уж только держись. Например, когда я родила дочку, я взяла с собой в больницу компьютер, и через 6 часов после родов уже срочно писала три полосы местных новостей в газету. Роды-не роды, а полосы должны были выйти, а для этого я должна была сдать материал редактору и корректору. Сейчас уже четыре года как я сократила свою деятельность как журналиста, сфокусировавшись на все растущем количестве заказов как дизайнера, просто потому что времени не хватает: подрастающая дочь заставила пересмотреть приоритеты, на занятия с ней требуется время. Но даже теперь, отправляясь в семейный отпуск, я чаще всего беру с собой лаптоп, потому что клиенты, которые работают со мной уже долгое время, на меня рассчитывают. Так что дизайн я где только не делала: и в национальных парках Калифорнии и Юты, и во время поездки на Гавайи, и на Багамах…

 – Екатерина, скажите, пожалуйста, как Вы справляетесь с ведением бизнеса в условиях действующего карантина? И как успеваете успешно работать, ухаживать за семьёй и домом, а также отдыхать и заботиться о себе? Как Вы смогли так успешно организовать свое время?

Карантин заставил опять-таки пересмотреть свое расписание. У меня восьмилетняя дочь, и если я не займусь ее образованием, это не сможет делать никто, поэтому я еще сильнее структурировала время. В какой-то мере мне повезло, что концертные сезоны были частично отложены: у меня появилось время подтянуть русский и математику дочки, активно заниматься с ней. Это немного меньше денег от моего бизнеса, но в будущем это восстановится, поток заказов от типографии становится все больше, особенно сейчас, когда мелкие бизнесы начинают работать снова. При этом наша семья в целом не пострадала: моему мужу, физику, денег прибавили. У ребенка многочисленные онлайн классы и оффлайн классы, поэтому встаю я в полшестого, а спать ложусь в районе одиннадцати, чтобы с раннего утра или вечером разобраться с заказами. Другой вопрос, что на себя времени все меньше, а для генеральной уборки дома я пользуюсь помощью уборщицы-профессионала. Принцип простой: делай, как надо, и будь что будет. То есть сначала делай приоритетные задачи: занятия дочери, мои заказы, потом менее приоритетные – уборка может и подождать, а вот поездки к маме и помощь ей пропускать нельзя, ну а всякие хобби – в конце.

– Знаю, что Вы разносторонний человек. Расскажите, пожалуйста, нашей аудитории, про Ваши хобби. Хватает ли на них времени?

Времени на хобби никогда не хватает. Среди моих увлечений живопись, литература. Люблю читать и читаю много, а также последние лет двадцать пишу в основном короткую прозу, сказки для детей и взрослых. Есть несколько изданных книг. Сужу литературные конкурсы сказок и короткой фантастики. Люблю путешествовать, в том числе по различным заповедникам. До рождения дочери мы с мужем были напарниками-аквалангистами, но сейчас, пока Маша еще мала для такого спорта, хобби временно отложено в «долгий ящик». Люблю учить иностранные языки, сейчас с удовольствием читаю и аудирую испаноязычные тексты. Увлекаюсь фотографиями диких животных, иногда продаю фотографии с путешествий на фотостоках. Наслаждаюсь классической музыкой, оперой, стараюсь выбираться на концерты, когда расписание позволяет. Регулярно плаваю. С удовольствием рассматриваю звезды и планеты в телескоп, мы с мужем любители астрономии. Всегда была поклонницей домашних животных, у нас с мужем две крупных собаки. Когда есть свободное время, стараюсь помочь в интернете приютам для зверей и рескью-организациям. Ну и львиную долю моего времени занимает семья, в том числе образование дочки.

– Скажите, Екатерина, а Вы давно живёте в Остине? Как Вы сюда попали и где жили до этого?

В Остине я 17 лет, правда с двухлетним перерывом, когда, живя в Хьюстоне, я каталась туда-сюда. Приехала сюда к маме, я выезжала как дочь американской гражданки, она здесь живет почти тридцать лет. Отчим был физиком в департаменте астрономии Техасского университета, даже госпремию получил за особо чистые кристаллы. До этого жила в Питере, частично в Варшаве (там до сих пор живет моя кузина, и мой второй язык – польский). Вообще семью мою разметало: в Питере остался только отец, сестра в Германии, сводный брат в Нью-Йорке. Даже еще не переехав в Америку, успела покататься по Европе, поработать на финнов и англичан.

 – Нравится ли Вам Остин? Какие самые положительные характеристики этого города Вы могли бы выделить? А есть ли негативное “лицо” у Остина?

Да, я считаю, что Остин – самый красивый город Техаса. Холмы, водопады, зелень парков, ручьи – глаза отдыхают. При этом я сама живу в пригороде, в Раунд-Роке, но за пределами города, просто потому что хотелось тишины, участка побольше и позеленее, паркового ощущения. У нас не слышно большого шоссе, зато я ежедневно слушаю пение птиц, подкармливаю оленей, смотрю на звезды. Во многом за это я люблю приостинье. По поводу негативного: все, наверное, в глазах смотрящего. Кому-то не хватает шума большого города, я знаю, что если я соскучусь по музеям или выставкам, я всегда могу поехать в Даллас, Хьюстон или скататься в Нью-Йорк и Вашингтон. А жить мне хорошо тут.

 – Екатерина, участвуете ли Вы в жизни русскоговорящей общины нашего города?

Я стараюсь, по мере своей загруженности. Бываю на почти всех классических концертах и многих русских и просто музыкальных фестивалях, таскаю с собой дочку, чтобы она с детства знала, чем Чайковский отличается от Рахманинова, помогаю русской церкви с плакатами на крупные события. Даже вела уроки в русской школе  – журналистику для подростков, а также замещала преподавателей русского как иностранного. Я стараюсь писать своеобразные дайджесты о событиях музыкального сезона, чтобы и другие могли получить удовольствие от игры виртуозов-пианистов, например, или же прекрасной оперы.

– Какое событие в жизни сообщества за последние годы Вас порадовало больше всего?

Наверное, прекрасная постановка оперы «Сорочинская ярмарка». Я очень была рада тому, что эта премьера оперы стала своебразным фестивалем культуры, что там прошла и выставка детских рисунков из русской школы. Я считаю, что очень важно с малолетства приучать детей к качественной музыке, давать представление об искусстве и истории страны, откуда вышли их семьи. Вообще, в Остине все чаще звучат русские мелодии, даже дирижер оркестра Консерватории Техасского университета – русскоязычный, и под его руководством в этом году на сцене звучали «Колокола» Рахманинова. Такие вещи действительно радуют.

– Скажите, пожалуйста, может ли русскоговорящая община Остина Вас в чем-либо поддержать? Как именно?

Ходите на концерты. Нет, я говорю это не из-за заработка, мои гонорары не зависят от зрителей на концертах. Просто очень хочется, чтобы прекрасные виртуозы, приезжающие в Остин, видели полные залы. Они не просто стараются, они играют на выдохе.

Водите детей в Русскую школу. Да, это деньги, и это занятые выходные. Но на выходе вы получите детей образованных, умных, умеющих думать, владеющих как минимум двумя языками, имеющих представление о России и русской культуре. Это дорогого стоит. Я восхищаюсь подвижнической деятельностью администраторов Русской школы, которые тратят тьму времени на ее организацию, просто потому что хотят развития своих и ваших детей.

И, если вам нужно что-то из области полиграфии, или же у вас есть интересный некоммерческий или концертный проект, обращайтесь. Я рада помочь. Хьюстонская типография, с которой я сотрудничаю, рассылает работы заказчикам по всему Техасу. Цены у них очень разумные. Кроме нее, я работаю и с типографией в Остине.

– О чем Вы мечтаете для русскоговорящей общины города Остин в будущем?

Может быть, когда-то у русскоязычных Остина появится свое здание, свой Культурный центр, в котором школа может проводить свои занятия не только в выходные, где будет концертный зал, где не стыдно будет выйти на сцену отличным пианистам, где будет выставочный зал для работ прекрасных местных русскоязычных художников, таких как Анастасия Шиманская, Наталья Соколова, Наталья Холбрук. Такой центр, который есть, например, у чехов в Хьюстоне.

– Безусловно, каждая страна бывшего СССР по-своему уникальна, имеет свою историю и культуру. Что бы Вы хотели, чтобы американцы узнали о нашей культуре, истории, традициях и праздниках?

Чуть более глубокого представления о русской культуре, нежели матрешка, балалайка, коммунисты, Путин. Хотя бы что есть не только Кремль, но и Эрмитаж. Но на самом деле есть слой американцев, которые знают на три порядка лучше эту самую русскую историю, чем вы можете вообразить. Знаменитый пианист, основатель международного фестиваль-института в Раунд-Топе Джеймс Дик, например, коллекционирует предметы, связанные с историей Дома Романовых. В том числе автографы. При всей моей подготовке как историка я знаю меньше, например, о Чайковском, чем он. Просто американцы бывают очень разные, как, впрочем, и русские. Это нормально.

– Может быть, Вы хотите рассказать о себе ещё что-нибудь нашим читателям?

Приехав сюда не на пустое место, а к семье, я считаю, что мне во многом повезло: мне было кому показать город, у меня сложились прекрасные отношения с интеллигентнейшими друзьями-американцами, с которыми приятно обсудить все, от египетского искусства и прелюдий Баха до тенденций буддизма и тонкостей истории гражданской войны. Я верю в принцип «кругов по воде» – если мне так повезло, я стараюсь по мере сил и возможностей помочь другим.

 

Контактная информация:

Катерина Турикова-Кемпел

Graphic designer

karetu@gmail.com

Tel. 512-809-2913

 

Интервью брала: Екатерина Медведева-Косова

Редактор: Ирина Хорошавина

Издатель: Дмитрий Овчаренко