Интервью: Катерина Метелица

– Расскажите о себе, пожалуйста. Где Вы жили до приезда в Остин и чем занимались?

Я художник Метелица Катерина. Родилась в Киеве (Украина) в 1981 году в семье микробиолога – мама и техника аэропорта – папа.

Я окончила сначала художественную школу, а позже получила еще три художественных образования и имею два диплома бакалавра и один магистранта искусств. Всегда работала в разных сферах художественного искусства – в области внешней рекламы, полиграфии, компьютерных игр. Получила успешный опыт преподавательской деятельности как учитель рисования и живописи. Делаю первые шаги как специалист в такой востребованной сейчас области деятельности художников, как арт-терапия.

– Как Вы попали в Остин?

Мы не планировали переезд. У нас в Украине есть свой дом и были перспективы дальнейшей карьеры. Муж неожиданно получает достаточно перспективное предложение работы в Остине в штате Техас. И в 2017 мы переехали.

– Расскажите пожалуйста о своей работе художником (предыдущий опыт)

Как оказалось, профессия художника очень востребована. Художники нужны в кино, в создании компьютерных игр, в строительстве, в ювелирном деле, в реставрации, в политике, машиностроении и так далее. Но художник по костюмам в театре не может быть художником-архитектором, а художник ландшафтного дизайна не может быть художником в полиграфии. В каждом из этих направлений есть свои специфические профильные знания.

После получения образования я с первого дня работала художником в нескольких направленияx.

Работая художником в полиграфии, я многое поняла о печатном процессе. Теперь я могу купить книгу только за ее великолепное исполнение даже несмотря на ее содержание. Формат и размер книги, бумага и печать – это все работа художника над образом книги, над ее характером еще до того, как вы открыли первую страницу. И тема и образ должны друг другу помогать. Нельзя просто взять самые дорогие материалы и ожидать что получится хороший продукт. Художник собирает этот образ. Например, по правилам титул может состоять из семи страниц и вы еще не открыли первую страницу, а художник уже постепенно создает настроение и вводит вас в сюжет истории. Иногда для заказчика не сильно очевидно почему в его книге надо делать три страницы титула – заказчик это видит как дополнительные затраты, поэтому самые удачные проекты те, где было доверие заказчика к издательству. Если вы хотите стать художником полиграфической продукции, не работайте с издательствами, к которым нет доверия – вы не сможете раскрыться как художник.

Проработав Художником в сфере компьютерных игр, я поняла, что это работа для вечных детей, работа действительно связанная с рисованием целый день и каждый день. Это был самый прикольный опыт в моей жизни, самый подвижный коллектив несмотря на сидячую работу, самые безумные и смешные задания и идеи. Если хотите стать художником компьютерных игр – нарабатывайте скорость рисования и готовьтесь подстраиваться под художественный стиль всей игры так как все художники должны рисовать в одном стиле. Искать художественные ходы и решения, вдохновение, ждать музу некогда – каждое задание лимитировано по времени, иногда время на задание рассчитано до минут.

Затем был мой первый опыт работы с детьми – я начала преподавать рисунок и живопись в Украине. Это поразительно, сколько смелости и искренности у детей в рисовании.

Ну и конечно же мое призвание – художник-живописец и учитель рисования для взрослых и детей. В начале 2019 года благодаря поддержке Анны Мазайкиной я открыла в Остине художественную студию Snowstorm Art Studio. С названием я долго не думала – я взяла свою фамилию. В студии я работаю над своими проектами и по расписанию ко мне приходят желающие просто что-то нарисовать или поучиться рисовать чтобы выразить себя или воплотить в жизнь свою мечту. Сейчас студия на стадии переезда, поэтому занятия на даный момент только онлайн, но скоро это будет новое уютное помещение и как всегда мои двери будут открыты для всех желающих творить.

Последнее мое открытие – это профессия арт-терапевта. В институте нам говорили, что бы ни рисовал художник, он всегда рисует себя. Я не очень понимала тогда эту фразу. После окончания всех институтов, многолетней собственной практики, мне кажется, что я ее начала пронимать. А сейчас эти слова звучат для меня с максимальной смысловой нагрузкой.

– Нужны ли какие-то базовые навыки, для того, чтобы прийти к вам на занятия рисованием?

Часто слышу – «мне уже поздно учиться рисовать». Если у вас нет достаточной подготовки, вам будут не доступны навыки и техника Боттичелли или Микеланджело. И сейчас мало кто пишет в этой технике. Кстати, художники не говорят что рисуют картину – они ее пишут, так же как корабли не плавают, а ходят. Даже картины, написаные в стиле гиперреализма, написаны часто не этой техникой. На занятиях я очень много рассказываю чем эта техника уникальна и сложна и как можно и возможно самовыразиться через другие техники и стили. Их очень много и вы точно можете подобрать себе свою. Для этого не нужна большая подготовка, но очень важно желание и решительность действовать. Я не рисую вместо своих учеников, я могу объяснить принцип, показать образец, подсказать решение, но основную работу приходится делать ученику.

– Если учиться не важно, а можно просто без подготовки рисовать, зачем тогда учиться в институте?

В художественном учебном заведении студенты изучают базовые принципы. За 12 лет учебы, а это от 5 до 6 дней в неделю с утра до вечера, при всем желании вас не могут научить рисовать все объекты, которые только существуют в этом мире, все явления, которые только могут быть с разных ракурсов, в разных комбинациях и с разным освещением. Вы получите только базовые навыки. Несмотря на это, учеба очень насыщенна разными заданиями, часто не понятно зачем это рисовать. Иногда даже кажется, что это просто издевательство и работы столько, что можно забыть зачем ты вообще пошел в искусство. Главная ошибка у выпускников бывает, в том что они думают что то, чему их научили – это и есть цель полученного образования. Но нет, со временем потом начинаешь понимать, что знания и навыки – это только инструмент и средство. Вы окончили институт, теперь вы один на один со своей мечтой. Как вы будете применять свои знания, что вы успели и смогли взять у преподавателей, вы выжали знания и опыт преподавателей как сок из лимона? Дальше надо начинать свои эксперименты, поиски, вам нужен свой стиль, вам надо что-то сказать, что-то добавить в этом мире. Уважающая себя галерея никогда не примет у вас работу, которая грамотно, академично и безукоризненно выполнена на наивысший бал – они ищут кое-что большее.

И я более чем уверена, это касается не только живописи, а вообще любой профессии.

Но не стоит учиться в художественном учебном заведении если это ваше хобби. Возможно у вас есть несколько идей или тем, в которых вы хотите самовыразится. Имея большой опыт, я дам вам выжимку, только то, что вам пригодится и то, что вы сможете изучить и освоить. Получив несколько приемов и какую-то технику, вам станет доступно самовыражение через живопись.

Для меня же, живопись и творчество — это не хобби, это образ жизни.

Кстати, интересный факт о подлинности картин великих мастеров, которые писались его учениками под его руководством, но с подписью великого мастера, а не ученика. Когда вы учитесь рисовать в каком-то учебном художественном заведении, то все ваши работы принадлежат учебному заведению. Так же, как и у меня в наличии нет работ, которые я рисовала в институте. Учебное заведение забирает их в свой фонд. Я не хотела их отдавать, но это даже не обсуждалось. По крайней мере в Украине существует такой негласный закон. Работы, которые представлены на моем сайте в разделе Портфолио/Учеба в Институтах, сохранились только в электронном виде.

Помня мое желание сохранить свои учебные работы, все картины, которые рисуют мои ученики, они оставляют себе, у меня остаются только фотографии картины, которые я выставляю в соцсетях.

– Действительно все могут научиться рисовать или вам всетаки приходилось отказывать кому-то в уроках рисования?

Я верю в каждого своего ученика и буду верить даже тогда, когда сам ученик уже опустил руки. Но мне очень важно чувствовать человека который ко мне пришел. Есть ли контакт? Очень важно, есть ли доверие ко мне как к преподавателю? Ведь я не для каждого могу быть хорошим преподавателем. И пока что мне не приходилось кому-либо отказывать. Могу только похвастаться, что у меня очень талантливые и способные ученики. Все приходят с разным настроением, темпераментом и запросом. Работы получаются весьма разные, так как мне не нравится рисовать по заготовкам – люди начинают сравнивать свою работу с чьей-то, часто недооценивают свои успехи. А также, мне жалко тратить время на одно и то же. Мы воплощаем в жизнь идеи и сюжеты учеников, я показываю образцы, мы много обсуждаем и пробуем.

Для взрослых занятия рисованием это своеобразная арт-терапия и одновременно люди приходят с пониманием, что что-то сложное в рисовании все-таки есть. И это очень облегчает для них принятие новой информации из неизведанной для них сферы. Люди очень быстро входят во вкус, раскрываются, появляется азарт, новые идеи, смелость – они пробуют, планируют новые и новые работы. Я поддерживаю связь с учениками в течение недели – они мне присылают свои работы, мы можем их быстренько обсудить в чате, я высылаю интересные ссылки на группы в фейсбуке или инстаграм, на которые рекомендую подписаться, так как очень важным фактором является насмотренность (есть такой термин у художников). Советую освежить свою новостную ленту картинами современных художников или классиков – думаю, это очень неплохая идея. Если вы вдруг задержите свой взгляд на какой-то картине, которая вам понравилась, хотя бы на несколько секунд, она может подарить вам вдохновение, возможно вы подсмотрите какой-то новый для себя прием.

Дети же в основном приходят с иллюзией, что это легко и должно быть весело. На самом деле, это большой и кропотливый труд. Когда это осознание приходит, становится легче воспринимать знания и новые навыки, а мне легче эти знания передавать. Тогда есть хорошие шансы на успешный результат. Я стараюсь учить через интересные задания, но не всегда это возможно и целесообразно для достижения результата. Я думаю, это касается не только живописи, но и других сфер, в которых вы хотите разобраться будь то игра на скрипке, вокал или шитье.

В общем не обещаю, что будет легко. Придется потрудиться, и у вас всегда будет поддержка с моей стороны.

– Как нарисовать классную картину, которая зацепит за живое?

Это одновременно и легко и сложно.

Легко, потому что искусство это свобода. Надо просто передать свои чувства, свое отношение к объекту или к сюжету, возможно придумать аллегорию, а значит «выложить на стол» настоящего себя. Чтобы картина зацепила и вошла в резонанс с чувствами какого-то зрителя, надо быть честным – правда должна стать частью вашего ДНК, надо очень хорошо изучить и знать себя, не бояться демонстрировать свои чувства. Зрители только говорят, что ничего не понимают в искусстве, но они очень хорошо чувствуют фальшь, как всегда видно в кинофильме, если актер не доиграл или переиграл. Если в картине нет правды, нет вашего настоящего отношения к сюжету – это слабая работа, просто качественно нарисовано, еще говорят что это «академическая работа», т.е. учебная.

А сложно потому, что не всегда вас настоящего примут и поймут. Может даже промелькнуть мысль – я такой, и все это увидят. Точно так же, как написать песню – текст и музыку. Кто-то скажет – шедевр, а кто-то скажет что был о вас и вашем вкусе лучшего мнения. Искренность бывает чревата. Но если вы сами принимаете себя таким, какой вы есть, то проблем не возникает. И тогда найдется публика, которая скажет – мне нравится. Пусть даже они будут в меньшинстве, но это ваша ниша.

– Что сложнее всего научиться рисовать?

Я считаю, что все, что связано с человеком — это фигура, особенно в движении, в танце. В данном случае речь идет вроде бы о нескольких несложных принципах, например, надо нарисовать момент, когда одно движение заканчивается, а следующее только начинается – это обеспечивает ощущение динамики. А если вы нарисуете фигуру на пике какого-то па, то фигура может быть даже и в полете, а все равно будет выглядеть статично. Но самое сложное, и от этого для меня самое интересное – это, конечно же, портреты.

– Но сейчас портрет можно написать с фотографии, разве это не упрощает работу?

Для меня портретисты — это отдельная «каста» художников. Есть уникальные художники, у которых получается сразу и всегда. Но в основном, после 6 лет учебы в институте художник только начинает свои эксперименты. Хороший портрет, это тот, где не зная вас лично, зритель, глядя на ваш портрет, может предположить какой у вас характер, темперамент и даже ваше отношение к жизни. Чтобы нарисовать такой портрет художник-портретист часто может даже поехать пожить к заказчику домой. Например, у заказчика портрета очень сложная судьба или он устал был сильным. Но сломлен ли он, как он выдерживает нагрузку – достойно, смирился или он откладывает все свои проблемы на потом? Все это можно и нужно передать в портрете. Рисуется много эскизов, выбираются пропорции и размер холста, одежда, ракурс, освещение, фон, может любимая или узнаваемая поза или локация, может заказчика невозможно представить без головного убора или с аккуратной прической…

И да, в конце концов, после всей проделанной работы, художник пишет портрет по фотографии.

Возможно ваш друг заказал художнику написать ваш портрет. Ваш друг принесет вашу фотографию, где по мнению вашего друга наиболее ярко отображена ваша уникальность. Художник вас никогда не видел, не знает, но он будет передавать ваш характер со слов вашего друга. Тогда вы увидите себя глазами вашего друга, и возможно вы с ним не согласитесь.

Это в общих чертах. Вообще, человек, его фигура и портрет – это очень интересные и глубокие темы. Я рекомендую начинать разбираться в ней с рисования автопортретов, анализируя свою собственную мимику в разных настроениях и состояниях, характерные манеры. Можно это делать в карандаше или углем. И вот вы рисуете свои глаза, свой нос, возможно в кадр попадает ваша рука – они ваши, принадлежат вам. А кто этот «Вы», которому они принажлежат? Когда вы изучите себя, когда вы поймете какие вопросы надо задавать, чтобы передать на холст больше чем просто форму глаз и прическу, тогда со временем вы поймете, какие вопросы надо задавать, чтобы нарисовать чей-то портрет.

Художник всегда немножко психолог, немножко физиогномик, немножко философ. Но если психолог будет стремиться что-то изменить, то художник в своей картине всегда говорит – я считаю, что этот объект такой, я так вижу.

После долгих лет практики, накопив опыт своих личных жизненных переживаний и только при условии практики рисования портретов, в свои 60 лет художник-портретист может сказать, что он молодой художник портретист.

У меня есть небольшая лекция минут на 15-20 с образцами и примерами, которую я читаю и показываю в случае, если ученик хочет нарисовать портрет. Для детей, которые у меня учатся, эта лекция входит в программу.

– Чем Вам нравится Остин больше всего?

Остин мне очень нравится. Сразу после переезда, я его не чувствовала, мне казалось, что тут нечего рисовать и я очень переживала по этому поводу. Но уже через год у меня накопилось столько эскизов, что я не уверена, что все они воплотятся в жизнь – просто нет столько времени их всех написать. Цвет воды в озерах невероятно бирюзовый, цвет камней иногда даже белый. Местами пейзажи очень похожи на украинские, выдают только кактусы и агавы. Ветки деревьев растут параллельно земле – каждый раз смотрю и удивляюсь. Когда я ехала вечером из студии домой, то в зеркалах машины, у меня за спиной всегда был закат. Я постоянно засматривалась на эти закаты в зеркала машины и думала, что если умру не от коронавируса, то точно от Остиновских закатов. Каждый раз это невероятные цвета и каждый закат хотелось рассмотреть, запомнить, изучить, понять. Поражает близость с диким животным миром. Зайцы, белки, еноты, я установила кормушки для птиц на заднем дворе и к нам прилетают колибри. Про змей, скорпионов и пауков не хочется думать. Я знаю, они есть, но говорят, если о них не думать, то они не придут.

Конечно, мне нравится Остиновская погода и климат. Зима длинной в месяц и по температуре как украинская осень меня очень радует. Я не скучаю за снегом.

И я не ожидала, что для меня тут будет столько открытий. Теперь я вожу машину и благодаря мужу у меня самая красивая машина в мире. Теперь я различаю машины и чувствую их разницу. Права вождения транспортом я получила еще в 2004 году в Украине. Особенной необходимости иметь права у меня на то время не было. Но я решила, что в экстренном случае я должна знать, как ее сдвинуть с места и хоть как-то и только в случае экстренной необходимости, при возможности, куда-то доехать. Как результат я в Украине практически не ездила, в основном была пассажиром. И вот сейчас имею стаж вождения 17 лет, а вот опыт вождения – всего лишь три года. Получается, что стаж и опыт это разные вещи. Так и у художника, знать и уметь это стаж, писать и практиковать – это опыт.

Ну и Остин это город музыкантов и художников. Кажется, я в правильном месте.

За все это, и еще чуть-чуть больше, я благодарна Остину.

– Что бы Вы хотели пожелать для русскоговорящих Остина?

Хочу поблагодарить Русский Культурный Центр за возможность рассказать о моей студии и немного осветить профессию художника и направление искусства – живопись. Для меня культура это то, как человек проводит сове свободное время. Так что спасибо, что создаете интересные возможности для русскоговорящей общины.

Хочу пожелать не только русскогорящим, а всем-всем. У всех сейчас очень мало времени, все очень заняты. Но когда это время у вас появится, потратьте ваше личное свободное время, которое больше не принадлежит никому кроме вас, на свою мечту или на свою идею. Используйте это время, чтобы удовлетворить свое любопытство в какой-то сфере, разобраться в чем-то, что-то создать. Будь то песня, книга, может астрономия, а может все-таки живопись … И будьте верны своей мечте.

Контактная информация:

E-mail: catherine.snowstorm@gmail.com
Website: www.catherinesnowstorm-studio.art
Personal Facebook: https://www.facebook.com/kateryna.metelytsia
Studio Facebook page: https://www.facebook.com/SnowstormArtStudio

 

Интервью брала: Алена Оберган

Редактор: Ирина Хорошавина

Издательcтво: Русский Культурный Центр