Интервью с Фархадом Худыевым

— Добрый день, Фархад, над какими проектами Вы сейчас работаете? 

Здравствуйте! К следующему семестру мы создадим небольшой Струнный Оркестр Техасского Университета, в котором будут участвовать наши талантливые студенты. В течении четырёх недель мы будем репетировать, изучать и записывать прекрасную музыку Моцарта, Элгара, Грига и Вилльяма Гранта Стиля. В новых для нас условиях, затронутых пандемией, мы вернёмся к живому исполнению и будем вместе создавать что-то новое.

Недавно мы закончили музыкальный проект «Мечта», в котором принимали участие музыканты из разных стран мира, включая великого кямянчиста Имамяра Гасанова, моего старшего брата и прекрасного скрипача Эльдара Худыева, а также наших талантливых студентов Техасского Университета в Остине. Это был очень необычный и значимый проект. Думаю, что слушатели будут рады с ним познакомиться.

Также я готовлю моих студентов по классу дирижирования к нескольким международным конкурсам, а это очень ответственная работа, как и для моих студентов, так и для меня.

А в общем, каждый день — это своего рода проект, к которому мы должны бережно готовиться и ценить.

— Расскажите Вашу историю. Где Вы учились и работали до Техаса?

Мои родители всегда очень любили музыку, хоть их сферы деятельности совершенно с ней не пересекались: отец-экономист иногда играл на ударных, а мама-кардиолог – на фортепиано, и в нашем доме всегда звучала музыка. Через дорогу от нашего дома находилась Республиканская музыкальная школа, в которую ходил мой старший брат, и где преподавали великолепные советские педагоги. Это вдохновило меня и младшего брата, и мы решили заняться музыкой.

В 1998 году меня отправили на международный фестиваль «Новые имена», который проходил в Суздале, историческом городе России, и я впервые полетел представлять Туркменистан. Через пару лет я узнал о летнем фестивале Interlochen Arts Camp, который проводится в Северном Мичигане специально для юных дарований. Мы с братом отправили диск с записью нашего исполнения и были приглашены на этот фестиваль.

Мы думали провести там лето, а затем вернуться в Ашхабад. Однако нам на глаза случайно попался буклет с рекламой школы-пансиона Interlochen Arts Academy с приглашением пройти прослушивание. Единственное, что мы знали по-английски было thank you, но все равно решили попробовать свои силы и стали первыми выходцами из Туркменистана, которых приняли на обучение в это учреждение.

Мы учились в прекрасной местности, где много озер, лесов и великолепной живности… Это было время внутреннего формирования, потому что каждый день мы чувствовали связь с музыкой и природой. На меня существенно повлияли и вдохновили эти природные ценности.

Мне было 15 лет, а брату – 14, когда мы приехали туда и волею судьбы остались в Мичигане – совсем дети, начавшие самостоятельно жить вдали от родителей. Это было трудное время перемен, но мы не останавливались, развивались и шли вперед.

Окончив эту академию по классу скрипки и композиции, я поступил в Oberlin Conservatory of Music, которая находилась в штате Огайо. Во время учебы в консерватории мы с друзьями создали музыкальное трио, в котором я играл на скрипке, и, сами того не ожидая, получили золотую медаль на международном конкурсе камерной музыки в Штатах. Затем у нас появился менеджер, и мы начали участвовать на многочисленных концертах не только в Америке, но и в Европе. Однако все это время во мне жила подсознательная страсть … к дирижированию.

Однажды мой педагог по скрипке, который был также дирижером, поранил свою руку перед концертом, и меня попросили его заменить. Так получилось, что после репетиции, увидев меня в действии, он сказал, что я обладаю природным даром и настоятельно посоветовал стать дирижером. Мне казалось нелогичным такое развитие событий, учитывая, что перед нашей группой уже открывалась дорога в светлое будущее, однако он уверял, что у меня иное предназначение.

После этого разговора я окончательно настроился сменить направление и следовать за своей мечтой. Начал заниматься дирижированием самостоятельно, изучал партитуры и тайно готовился к прослушиванию в аспирантуре. Я хотел поступить в Йельский университет, но там была большая конкуренция: ежегодно туда стекались дирижеры со всех стран, среди которых выбирали одного, так как это одна из престижных аспирантур Америки, и если человек туда попадал, его брали на бесплатное обучение и выплачивали стипендию. Я тогда был совсем не опытным в дирижировании, но сердце тянуло к этому делу, и так получилось, что выбрали именно меня.

После учебы в аспирантуре я какое-то время работал в Нью-Джерси, управляя «intergenerational» оркестром, то есть оркестром, который состоял из музыкантов разных поколений. Было очень необычно видеть девятилетнего ребенка и сидящего рядом 90-летнего мужчину. Работа с ними подарила мне ценный опыт взаимодействия с людьми разных возрастов и типажей. После чего меня пригласили руководить Молодежным оркестром в Калифорнии, городе Монтеррей.

В 2019-ом году я получил работу Музыкального Директора Симфонического Оркестра Университета Техаса, а также степень доцента музыки в области оркестроведения в Техасском университете в Остине. С 2017-ого года я также являюсь музыкальным руководителем Оркестрового института в Институте Хидден-Вэлли в Калифорнии.

 

– Был ли Остин Вашим выбором, или это случайное стечение обстоятельств?

Вы знаете, я всегда хотел посетить Остин, и когда я получил прекрасную работу в этом чудесном и дружелюбном городе, для меня это было настоящим счастьем.

Чем Вам нравится Остин больше всего?

Этот город полон тёплых, дружелюбных и талантливых людей, а также красивой и богатой природы.  Когда я переехал в Остин, я сразу почувствовал необычайную связь с этим городом, и она растёт с каждым днём.

– Расскажите пожалуйста о Вашей профессии и о своей работе.

В данный момент я являюсь Музыкальным Директором Симфонического Оркестра Университета Техаса, а также доцентом музыки в области оркестроведения в Техасском университете в Остине. Это очень ответственная работа, так как я руковожу оркестрами  университета, а также преподаю мастерство дирижирования моим студентам-аспирантам. Я очень люблю свою работу, так как нахожусь в постоянной связи с музыкой, талантливыми студентами и выдающимися профессорами.

– Какие из Ваших проектов запомнились больше всего, почему?

Так как я отношусь к каждому проекту с особенным интересом и искренностью, они все имеют для меня огромное значение.   Вспоминаются наши первые исполнения 15-ой, последней симфонии Дмитрия Шостаковича, Рахманиновские «Колокола» и Вторая Балетная Сюита «Тропою Грома» Кара Караева в Остине. Отчетливо помню необычное ощущение, когда впервые дирижировал последнюю, Седьмую симфонию Яна Сибелиуса. Это ощущение невозможно передать словами. Также, хорошо помню моё первое исполнение оперы «Дон Жуан» Моцарта. Очень люблю познавать подсознательный мир каждого гения.

– Как складываются Ваши отношения с Родиной? Скучаете ли Вы по каким-то аспектам жизни на Родине?

Судьба подарила мне возможность ощутить и узнать множество культур и традиций. Всё это сыграло огромное значение в моём становлении и привело меня к сознанию гражданина мира.  А так, конечно, всегда вспоминаю и ценю то золотое время детства в Ашхабаде, затронутое самыми добрыми советскими качествами. Скучаю по тем людям, которые научили меня искренности и любви, и которых, увы, уже нет с нами…

– Какие традиции и привычки Вы сохранили из дотехасской жизни?

На этот вопрос понадобится много бумаги!

Ужасно люблю чай с кардамоном и пью его постоянно, как дома, так и на работе. Для меня это вкус предков, который придаёт мне силы каждый день.

– Расскажите пожалуйста о своей семье.

Я и мои братья, Эльдар и Эмиль, воспитывались в семье медиков, экономистов, педагогов, физиков, инженеров и писателей, искренне любящих музыку и сумевших привить нам эту любовь. Я очень благодарен своей семье, что вырос в условиях миролюбия, уважения ко всем религиям, к старшим и предкам, любви к природе, жизни и её ценностям.

Мой старший брат Эльдар — выпускник Бостонской консерватории по классу скрипки в степени магистра, великолепный педагог и исполнитель классической и инструментальной музыки. Младший брат Эмиль — выпускник Йельского университета по классу кларнета в степени магистра — занимает должность Assoсiate Principal Clarinet с оркестром мировой значимости — Сиэтлским симфоническим оркестром.

Моя жена Марджила специализируется по экологической политике. У нас двое малышей, Аля и Адыль.

Чем Вы занимаетесь помимо работы? Какие у Вас интересы и увлечения?

Провожу много времени с семьёй, и это придаёт мне много сил и вдохновения. Очень люблю и верю в природу… Огромное удовольствие доставляет разжигание огня, запах древесного угля и вкусного шашлыка.

– Что бы Вы ещё хотели рассказать о себе?

Я очень люблю простоту, она дарит мне спокойствие и понимание.  В ней скрывается многое…

– Как Ваша семья участвует в жизни русскоговорящей коммьюнити Остина?

Мы всячески стараемся познакомиться и узнать поближе русскоговорящих людей в Остине. Наша семья глубоко уважает и очень любит великую русскую культуру. Недавно, мой старший брат Эльдар (скрипач), его жена Альфия (скрипачка) и я выступили с праздничным концертом, где исполнялись многие песни и мелодии из различных стран, включая удивительную музыку русских популярных и классических композиторов.

– Какие мероприятия запомнились больше всего?

Празднование Нового Года в русской школе. Как будто вернулся в то светлое и беззаботное время.

– Какие Ваши любимые книги и фильмы?

Я очень люблю читать и вникать в письма великих композиторов, а также изучать их автобиографию. Люблю поэзию Есенина, картины Левитана и рассказы Чехова. В детстве смотрел много фильмов, а со временем это желание исчезло. Наверное потому, что пришло понимание, что в настоящей жизни намного больше волшебного и значимого, и не стоит проводить столь много времени у экрана.

 – Как Вы считаете нужен ли Остину Русский Культурный Центр? Если да, то как бы Вы хотели участвовать?

Да, конечно. Это было бы прекрасно! Когда это случится, я с большим удовольствием внесу частицу своего искусства в процветание такого центра.

Что бы Вы хотели пожелать русскоговорящим жителям Остина и Техаса?

Пожелаю всем крепкого здоровья, радости и вдохновения!

Буду очень рад встретиться на наших концертах!

 

Контактная информация:

Farkhad Khudyev

Music Director of the University of Texas Symphony Orchestra at Austin

Assistant Professor of Music in Orchestral Studies at the University of Texas at Austin

Austin, Texas

Music Director of the Orchestral Institute at Hidden Valley Institute of the Arts

Carmel Valley, California

Website: www.farkhadkhudyev.com

 

Интервью брал: Дмитрий Овчаренко

Редактор: Ольга Фальковски

Издательcтво: Русский Культурный Центр